образование
April 26, 2023

ЕГЭ - это хорошо или плохо?

Акцент сделаю, конечно же, на математику. Не скажу про другие предметы, там ситуация может кардинально отличаться. Не ошибусь, если скажу, что экзамен по математике держится особняком. В отличии от остальных предметов, в математике нет двух одинаковых задачи как следствие четкого критерия оценки. Задача считается решенной, если "Получен правильный ответ с последовательным и аргументированным решением". Довольно расплывчато.

С 2016 года появилось два вида экзамена: профильный и базовый. Базовый экзамен нужен тем, для кого математика не является обязательным экзаменом для поступления в ВУЗ. А тем кому нужна - сдают профильный. С этим разобрались.

Чем отличаются экзамены?

Что касается состава задач. И в первом и во-втором есть задачи как по алгебре, так и по геометрии. В базовом экзамене 20 задач с кратким ответом, в профильном 18, с 1 по 11 - краткий ответ, а начиная с 12-го нужно записывать подробное решение. А вот содержание задачи отличается очень сильно. Если совсем грубо и коротко, то по сложности и месте изучения в школьном курсе: в базе - задачи из 5-7 классов (может быть 1-2 из 10-11 классов) и не самые сложные, а профиле - из 8-11 классов, да еще не самые простые.

Здесь отступлю

Как только появился базовый экзамен, учителя математики были крайне не довольны. Прям негодовали. Их недовольство можно понять. Ну как же, они рассказывали детям про интеграл и производную, а на экзамене им нужно посчитать сумму: 2+1/4+1/8. Ну еще бы, когда ты 30 лет преподаешь математику, то во-первых искренне удивляешься, когда кто-то уделяет ей меньше внимания или откровенно игнорирует, а во-вторых эти задачи не достойны быть на экзамене, потому что не раскрывают сути идей математики. Как это так, выпускник решает задачу пятого класса?!
Да, действительно. Это может плохо укладываться в голове учителя, а может даже обижать.
МарьИвановна выскажется:

Всем нужно сдавать профиль! Ну кроме Коли. Ну и Соня, ты тоже не ходи на профиль. Петь, а с тобой мы подготовимся к базе, не переживай! Сдадим.

Так мы всех учим интегралы брать или не всех? Если всех, то как быть с Колей? А с Машей и Петей? Обидели учителя математики базовым экзаменом или нет? И что теперь "математичке", не всем рассказывать про интегралы?

Не утверждаю, что учителя так думают и делают, но и не думаю, далек от истины.

МарьИвановна: - "Так, значит базу все сдадут. (Как-то же они сдали экзамены после 9-го класса) Значит процентов на 60 класса можно не обращать внимание. Работаем с теми, кто сдает профиль. И будем усиленно готовится".

МарьИвановна, все силы положила, чтобы подготовить к экзамену. Ругалась, кричала, заставляла учиться, звонила родителям, советовала репетиторов. И приходим мы к интересной ситуации:
МарьИвановна хорошая. Дима - молодец, сдал очень хорошо. Гордость школы. Поступил на бюджет.
И приходит Дима, в ближайшее первое сентября после выпускного, в институт на математический анализ и ровным счетом ничего не понимает. "Что? Как? Почему? Как это в школе должны были рассказать?" Ну как же так... Он же на 90 экзамен написал... (для математики это много) У институтского препода вопрос: - "А вы вообще математику изучали?" А у меня есть для него ответ: "Нет, не изучали, а к экзамену готовились."
Дима хорошо умеет решать 18 задач и показал свои умения на экзамене. А сейчас в институте, его заново будут учить математики. И будете это делать Вы, а потому будете рассказывать, что уровень образования в школе упал...

А кто виноват? А как так случилось?

Ну как может быть виновата МарьИвановна? Ну как? Она же честно подготовила к экзамену, а школу потом хвалили. "Какие молодцы, у вас все поступили!"
Может дело в Диме? Так и он молодец. Школа - с золотой медалью, математику на 90 написал. Гений!

Может тогда государство и вся эта ваша система не правильная?

Где же она не правильная? Дима сдал один экзамен и выпускной и вступительный сразу. Где же это плохо? Да еще для все выпускники в равных условиях.
Но что-то же явно не так? Да, не так. И решительно все...
Если ты учишь математики, так учи математики. Что может быть проще... "А к экзамену готовиться?" - возразит МарьИвановна. Кому готовиться? Кому? Это же Диме нужно, так пусть он и готовится. Ваша задача, рассказать про идеи, математические конструкции и методы и рассказать как с ними взаимодействовать. Именно за это вы поставите Диме оценку в аттестат. Балы по ЕГЭ не влияют на оценку в аттестате, если, конечно набрать больше минимума, в противном случаи не дадут аттестат... А это не хорошо... И даже очень не хорошо...
"Как же, а рейтинг школы? Как это я не буду готовить к экзамену?" - не останавливается МарьИвановна. И не остановится...

Базовый экзамен хорошо или плохо?

Хорошо. Если смог сдать, то меньше шансов, что тебя обманут в магазине или строители, которые будут у тебя в квартире делать ремонт.

Нужно ли готовить школьному учителю учеников к экзамену?

Ученики должны (ну или не должны) сами готовиться к экзамену. А если у них возникают вопросы по задачам, то непременно нужно отвечать. И если нужно, что-то повторить, то повторить. Важный принцип учителя: Если вопрос задан, на него нужно дать ответ.

ЕГЭ - это плохо или нет?

ЕГЭ - это просто ЕГЭ. И сама система не плоха и не хороша. Не идеальна, как и все остальное в этом мире. Сейчас такая, а за завтра, завтра поговорим.

Так что делать?

Сделайте так, чтобы на ваших уроках было интересно. И уже дайте людям самим выбрать, то что им интересно или, опять же, заинтересуйте. Экзамен же составлен из школьного курса. Он же не с неба свалился. И все задачи, которые есть на экзамене, так или иначе, встречались в учебнике.

Как минимум, мне не очень хочется, чтобы на вопрос преподавателя в институте: "Какой дурак вас учил математики?", в ответ прозвучало мое имя и отчество.

И в заключении мысль, которую должен держать каждый учитель и родитель школьника: Школа закончится, а жизнь продолжится!