Взгляд на дистанционное обучение
Из старых заметок
Март 2020 года выдался очень любопытным для всего педагогического сообщества. Коронаситуация ворвалась в наш повседневный уклад школьный жизни. Конечно, я и мои коллеги знали, что существуют дистанционные курсы и можно многому научиться не выходя из дома. Кто-то оказался совершенно не готов к дистанционному обучению и преподаванию, кто-то уже имел представление о том, что это такое. У меня лично уже был написан сайт, который неплохо показал себя при подготовке 9-ти классников к ОГЭ. Не вижу никакого смысла перечислять все трудности с которыми столкнулся и мои коллеги. Я расскажу о том, что и как организовал я свою деятельность. Некоторыми своими мыслями я уже делился с Мариной Глушенковой, которая на НИКА-ТВ делала передачу на тему карантина.
Ниже постараюсь изложить все подробно и максимально честно
Поскольку я работаю в детском технопарке «Кванториум» Калуга, в IT, кванте, то проходил обучение по soft skils и hard skils. Кванториум это федеральная сеть детских технопарков и поэтому существует большое комьюнити из разных уголков нашей страны. Как только все узнали, что все переходят на дистанционное обучение, комьюнити в буквальном смысле взорвалось. Количество рекомендованных сервисов, технологий и мнений по-тому как это должно проходить было просто колоссальное количество. Плюс к этому каждая уважающая себя платформа дистанционных курсов и различных онлайн школ посчитала нужным предоставить бесплатный доступ к своим ресурсам. Как раз тот момент, когда изобилие всего делало только хуже. Поэтому первую неделю я не делал ничего. Под «не делал ничего» - я подразумеваю, что не учил детей. Я постоянно читал различные сообщества и изучал различные сервисы, пришел к выводу, что обязательно нужно приобрести камеру, микрофон и графических планшет. Графический планшет стоял на первом месте, так как считаю, что научить математике без доски - невозможно.
Вот к каким выводам я пришел, по мере их значимости:
- Наладить надежный, внятный, быстрый, функциональный и безотказный канал связи с учениками. Это самое важное. Выбор пал на Telegram. Он полностью отвечал всем требованиям.
- Обилие сервисов только усложняет процесс обучения. Поэтому не нужно распыляться на множество сервисов. Онлайн платформы, которая бы удовлетворяй всем моим требованиям я не нашел, поэтому продолжил делать свою.
- Урок при дистанционном уроке не равно урок в привычном смысле. На дистанте нужно забыть, то как мы вели уроки в школе и делать все по-другому.
Всем ученикам, всех классов, в которых на тот момент работал, прислал письмо следующего содержания. Текст письма прилагаю полностью, сейчас уже понятно, что-то было сделано по-другому, но общая канва осталась та же.
*** текст письма ***
Здравствуйте!
С 23 марта и, на данный момент, до 5 апреля наша школа, а следовательно, и мы с вами переходим на дистанционное обучение. За эту неделю я прочитал тонну различных материалов и мнений по поводу того, как нужно проводить дистанционное обучение. Очень много всего прочитал.
Я расскажу как будет построена наша работа. Начну с того, что у каждого из вас должен быть стационарный компьютер или ноутбук с выходом в интернет и, конечно же, мобильный телефон. Это первый и самый важный пункт нашего взаимодействия. Желательно иметь микрофон. Если его нет, то можно спастись смартфоном.
Как будт построена наша с вами работа?
Сейчас очень многие образовательные платформы предоставляют бесплатный доступ к своим ресурсам. Помимо этого, можно провести 500 тысяч часов на Youtube и знать математику лучше всех, как минимум, лучше меня. Но я не намерен пользоваться сторонними ресурсами, у меня есть своя платформа. Ей мы и будем пользоваться, потому что все материалы я буду готовить сам. Но это совсем не значит, что вам нельзя пользоваться какими-то другими ресурсами. Более того, я буду только “за”! Список бесплатных ресурсов я вам составлю и пришлю. Но оценки я буду выставлять только за выполнение моих работ.
Какие программы должны быть установлены на компьютере?
Любой современный браузер, разницы никакой нет, я бы настоятельно рекомендовал использовать один из этих Firefox, Google Chrome или yandex.browser
telegram (можно на мобильном телефоне или на компьютере или web-версия) для передачи текстовых сообщений и оперативного реагирования. В крайнем случае, телеграмм можно заменить Whatsapp, что, конечно же, очень не хотелось бы.
Discord (можно на мобильном телефоне или на компьютере, или web-версия) для текстовых сообщений, а также для голосовых конференций.
На каких сервисах вы должны быть зарегистрированы?
У вас точно должен быть аккаунт на google, если у вас его нет, то, во-первых, как вы умудрились, а, во-вторых, немедленно заведите его.
Должны быть зарегистрированы в telegram, WhatsApp (в крайнем случае), discord.
Как будут проходить занятия?
Первое, не вижу абсолютно никакого смысла устраивать видео-конференции. Совсем не зачем назначать определенное время и, чтобы все мы собирались, и я вам что-то рассказывал. Вместо этого я буду записывать короткие, внимание, короткие видео продолжительностью около 5-ти минут, с объяснением нового материала и разбором основных примеров. И так, ~первое - это будут видео с объяснением нового материала.
Второе, новый материал будет продублирован в текстовом варианте.
Третье, будут заданы номера для отработки материала из учебника. И назначено время разбора. Что из себя будет представлять разбор? Мы все будем связываться по discord, и я буду устраивать опрос, комментировать решение и отвечать на ваши вопросы.
Четвертое, после разбора будет задано следующее задание уже на моем ресурсе. Это будет тест (назовем его первым тестом) либо с выбором ответа, либо с вписыванием ответа. На данный тест будет отводиться две попытки, время написания теста ограничено не будет, засчитываться будет лучшая попытка и по лучшей попытке будет выставлена оценка.
Пятое, после первого теста, от меня вы получите комментарии, где допустили ошибку, точнее платформа сама покажет вам ваши ошибки и правильные ответы. За разъяснениями или с вопросами можно обращаться в текстовые чаты.
Шестое, финальный тест. Время ограничено. Одна попытка
Важно! На прохождение каждой темы в учебной программе отведено определенное количество часов, а, следовательно, и ваше время будет ограничено. То есть каждый тест можно будет выполнить до определенной даты. Все сроки будут оглашены заранее и продублированы в электронном журнале. При невыполнении будет выставлена оценка “2”.
Если вы отсутствуете на аудиоконференции без уважительной причины, то я буду расценивать это как прогул, и вы автоматически получаете более сложный тест.
Предположу, что у вас могут появиться вопросы. Постараюсь их придумать, задать их себе и ответить на них.
Что, если у меня нет интернета?
Я вам не завидую.
Что, если у меня нет компьютера или ноутбука?
Я вам не завидую.
Что, если у меня только смартфон?
Будет совсем тяжело и вы не справитесь
Что, если у меня дисковый телефон?
Вряд ли вы зададите мне такой вопрос.
Если говорить честно, то в целом так и было. За исключением замены платформы для проведения видео конференций. Вместо заявленного Discord использовался ZOOM.
Отвечу на несколько вопросов, которые сам считаю интересными и которые сам себе задавал.
Почему письмо написано в таком вольном стиле?
Осознанно. Для меня все ново. Для них все ново. Короноситуация. У всех бабушки и дедушки. Никто не знает что делать. Поэтому посыл письма следующий: Все успокоились. Выдохнули. И работаем.
Почему запись видео уроков, а не урок в Zoom?
Вообще за дистанционное обучение некоторые ученики, которые в школе не проявляли интереса к предмету, корне поменяли о себе впечатление. Тем кому нужно больше времени на осмысления нового материала имеют возможность поставить на паузу перемотать обратно.
Почему нужно записывать видео самому, а не подбирать готовые?
Потому, что ученики привыкли к определенной подаче информации. Знакомы голос, манера говорить - акцентируют внимание. На мой взгляд, конечно. И конечно же каждому своему разбору новой темы я подбирал дополнительный материал.
Нужны ли уроки в ZOOM?
Да, нужны. Но не уроки. Нужно общение, у детей должна быть возможность задать вопрос и получить ответ. Стримы обязательно нужно проводить и требовать присутствие. Это организует учеников. Но постоянные уроки в режиме видеоконференций - это зло.
Как быть с теми, кто не выходит на связь и не занимается?
Написать родителям. Поставить в известность администрацию. Определить список тем и тестов которые обязательны.
Но это формальный ответ. Если честно отвечать на этот вопрос, то никак с ними не быть. Я пришел к выводу, что я могу предоставить возможность научиться и сделаю все, когда чтобы сделать это качественно. Но воспользоваться этой возможностью они должны сами.
Было ли у меня ощущение что я работаю круглые сутки?
Да. Это произошло потому, что появился мгновенный канал связи. На долго работать в таком режиме нас не хватило бы. Но это не проблема детей. Это проблема учителя. Как только я понял, что только и делаю, что отвечаю на странные вопросы, как в общих группах так и в личных сообщениях, я ввел правила.
С 8:00 утра и до 17:00 я готов отвечать на вопросы по существу. <br>
Если вопрос может касаться всех учеников класс, то задавать его только в общем чате.
И после 17:00 я оставляю за собой право не отвечать на сообщения, если это не вопрос жизни и смерти.
Очень простые правила, которые помогли не сойти с ума от постоянных вопросов. Надо сказать, что дети все поняли с первого раза, за что им огромное спасибо.
Если провал в знаниях в связи с дистанционным обучением?Сложно сказать есть ли провал. Те ученики, которые занимались на отлично за партой, так же отлично занимались и на дистанте. Исключений единицы и то по техническим причинам.
Те кто, за партой ничего не делали, продолжили ничего не делать и на дистанте.
А вот середина вела себя по-разному. Не предсказуемо.
Мне хочется думать, что я дал, как минимум, базовые знания по тем темам, которые выпали на период дистанционного обучения
Истираются ли границы между учеником и учителем при дистанционном обучении?
В какой-то мере да. Но мне кажется, что так и должно быть. Граница не стирается, она все равно есть. Просто она немного сдвинулась. Не думаю, что если ученик видит в тебе человека - это плохо.
Что проще записать видео урок или провести урок?
Конечно провести. Даже к уроку по ВКС меньше подготовки, чем к записи видео урока. На запись 15-ти минутного видео я тратил от 2 до 5 часов. Одно видео делал два дня. Это не значит, что сидел за компьютером 48 часов, но делал долго. До этого я никогда этого не делал) Вот это видео
Какое оборудование я использовал?
- Стационарный компьютер, достаточно мощный компьютер
- Ноутбук
- Графический планшет
- Микрофон. Я купил транзисторный микрофон, паука и пантограф к нему. Микшерный пульт и динамический микрофон у меня уже был. Так же я приобрел петличный микрофон. И конечно же хорошие наушники. Это что касается звука.
- Обычная вебкамера. Здесь к качеству нет требований, потому что себя я показывал редко. Чаще транслировал доску, на которой писал.
В современном мире можно научиться чему угодно не выходя из дома. Если захотеть. Поэтому задача учителя при дистанционном обучении сводиться не только к структурированию и выбору необходимой информации и ресурсов, а еще к тому, чтобы заразить желанием учиться своих учеников. А для этого, как минимум, нужно быть самому зараженным желанием учиться, не стоять на месте и постоянно развиваться.
Дистанционное образование не что-то сложное, не понятное, не подъемное и запредельное? Нет, совсем нет. Просто что-то новое.