April 10, 2023

Взгляд на дистанционное обучение

Из старых заметок

Март 2020 года выдался очень любопытным для всего педагогического сообщества. Коронаситуация ворвалась в наш повседневный уклад школьный жизни. Конечно, я и мои коллеги знали, что существуют дистанционные курсы и можно многому научиться не выходя из дома. Кто-то оказался совершенно не готов к дистанционному обучению и преподаванию, кто-то уже имел представление о том, что это такое. У меня лично уже был написан сайт, который неплохо показал себя при подготовке 9-ти классников к ОГЭ. Не вижу никакого смысла перечислять все трудности с которыми столкнулся и мои коллеги. Я расскажу о том, что и как организовал я свою деятельность. Некоторыми своими мыслями я уже делился с Мариной Глушенковой, которая на НИКА-ТВ делала передачу на тему карантина.

Программа Мрины Глушенковой

Ниже постараюсь изложить все подробно и максимально честно

Поскольку я работаю в детском технопарке «Кванториум» Калуга, в IT, кванте, то проходил обучение по soft skils и hard skils. Кванториум это федеральная сеть детских технопарков и поэтому существует большое комьюнити из разных уголков нашей страны. Как только все узнали, что все переходят на дистанционное обучение, комьюнити в буквальном смысле взорвалось. Количество рекомендованных сервисов, технологий и мнений по-тому как это должно проходить было просто колоссальное количество. Плюс к этому каждая уважающая себя платформа дистанционных курсов и различных онлайн школ посчитала нужным предоставить бесплатный доступ к своим ресурсам. Как раз тот момент, когда изобилие всего делало только хуже. Поэтому первую неделю я не делал ничего. Под «не делал ничего» - я подразумеваю, что не учил детей. Я постоянно читал различные сообщества и изучал различные сервисы, пришел к выводу, что обязательно нужно приобрести камеру, микрофон и графических планшет. Графический планшет стоял на первом месте, так как считаю, что научить математике без доски - невозможно.

Вот к каким выводам я пришел, по мере их значимости:

  1. Наладить надежный, внятный, быстрый, функциональный и безотказный канал связи с учениками. Это самое важное. Выбор пал на Telegram. Он полностью отвечал всем требованиям.
  2. Обилие сервисов только усложняет процесс обучения. Поэтому не нужно распыляться на множество сервисов. Онлайн платформы, которая бы удовлетворяй всем моим требованиям я не нашел, поэтому продолжил делать свою.
  3. Урок при дистанционном уроке не равно урок в привычном смысле. На дистанте нужно забыть, то как мы вели уроки в школе и делать все по-другому.

Всем ученикам, всех классов, в которых на тот момент работал, прислал письмо следующего содержания. Текст письма прилагаю полностью, сейчас уже понятно, что-то было сделано по-другому, но общая канва осталась та же.

*** текст письма ***
Здравствуйте!

С 23 марта и, на данный момент, до 5 апреля наша школа, а следовательно, и мы с вами переходим на дистанционное обучение. За эту неделю я прочитал тонну различных материалов и мнений по поводу того, как нужно проводить дистанционное обучение. Очень много всего прочитал.

Я расскажу как будет построена наша работа. Начну с того, что у каждого из вас должен быть стационарный компьютер или ноутбук с выходом в интернет и, конечно же, мобильный телефон. Это первый и самый важный пункт нашего взаимодействия. Желательно иметь микрофон. Если его нет, то можно спастись смартфоном.

Как будт построена наша с вами работа?

Сейчас очень многие образовательные платформы предоставляют бесплатный доступ к своим ресурсам. Помимо этого, можно провести 500 тысяч часов на Youtube и знать математику лучше всех, как минимум, лучше меня. Но я не намерен пользоваться сторонними ресурсами, у меня есть своя платформа. Ей мы и будем пользоваться, потому что все материалы я буду готовить сам. Но это совсем не значит, что вам нельзя пользоваться какими-то другими ресурсами. Более того, я буду только “за”! Список бесплатных ресурсов я вам составлю и пришлю. Но оценки я буду выставлять только за выполнение моих работ.

Какие программы должны быть установлены на компьютере?

Любой современный браузер, разницы никакой нет, я бы настоятельно рекомендовал использовать один из этих Firefox, Google Chrome или yandex.browser

telegram (можно на мобильном телефоне или на компьютере или web-версия) для передачи текстовых сообщений и оперативного реагирования. В крайнем случае, телеграмм можно заменить Whatsapp, что, конечно же, очень не хотелось бы.

Discord (можно на мобильном телефоне или на компьютере, или web-версия) для текстовых сообщений, а также для голосовых конференций.

На каких сервисах вы должны быть зарегистрированы?

У вас точно должен быть аккаунт на google, если у вас его нет, то, во-первых, как вы умудрились, а, во-вторых, немедленно заведите его.

Должны быть зарегистрированы в telegram, WhatsApp (в крайнем случае), discord.

Как будут проходить занятия?

Первое, не вижу абсолютно никакого смысла устраивать видео-конференции. Совсем не зачем назначать определенное время и, чтобы все мы собирались, и я вам что-то рассказывал. Вместо этого я буду записывать короткие, внимание, короткие видео продолжительностью около 5-ти минут, с объяснением нового материала и разбором основных примеров. И так, ~первое - это будут видео с объяснением нового материала.

Второе, новый материал будет продублирован в текстовом варианте.

Третье, будут заданы номера для отработки материала из учебника. И назначено время разбора. Что из себя будет представлять разбор? Мы все будем связываться по discord, и я буду устраивать опрос, комментировать решение и отвечать на ваши вопросы.

Четвертое, после разбора будет задано следующее задание уже на моем ресурсе. Это будет тест (назовем его первым тестом) либо с выбором ответа, либо с вписыванием ответа. На данный тест будет отводиться две попытки, время написания теста ограничено не будет, засчитываться будет лучшая попытка и по лучшей попытке будет выставлена оценка.

Пятое, после первого теста, от меня вы получите комментарии, где допустили ошибку, точнее платформа сама покажет вам ваши ошибки и правильные ответы. За разъяснениями или с вопросами можно обращаться в текстовые чаты.

Шестое, финальный тест. Время ограничено. Одна попытка

Важно! На прохождение каждой темы в учебной программе отведено определенное количество часов, а, следовательно, и ваше время будет ограничено. То есть каждый тест можно будет выполнить до определенной даты. Все сроки будут оглашены заранее и продублированы в электронном журнале. При невыполнении будет выставлена оценка “2”.

Если вы отсутствуете на аудиоконференции без уважительной причины, то я буду расценивать это как прогул, и вы автоматически получаете более сложный тест.

Предположу, что у вас могут появиться вопросы. Постараюсь их придумать, задать их себе и ответить на них.

Что, если у меня нет интернета?

Я вам не завидую.

Что, если у меня нет компьютера или ноутбука?

Я вам не завидую.

Что, если у меня только смартфон?

Будет совсем тяжело и вы не справитесь

Что, если у меня дисковый телефон?

Вряд ли вы зададите мне такой вопрос.

Если говорить честно, то в целом так и было. За исключением замены платформы для проведения видео конференций. Вместо заявленного Discord использовался ZOOM.

Отвечу на несколько вопросов, которые сам считаю интересными и которые сам себе задавал.

Почему письмо написано в таком вольном стиле?

Осознанно. Для меня все ново. Для них все ново. Короноситуация. У всех бабушки и дедушки. Никто не знает что делать. Поэтому посыл письма следующий: Все успокоились. Выдохнули. И работаем.

Почему запись видео уроков, а не урок в Zoom?

Вообще за дистанционное обучение некоторые ученики, которые в школе не проявляли интереса к предмету, корне поменяли о себе впечатление. Тем кому нужно больше времени на осмысления нового материала имеют возможность поставить на паузу перемотать обратно.

Почему нужно записывать видео самому, а не подбирать готовые?

Потому, что ученики привыкли к определенной подаче информации. Знакомы голос, манера говорить - акцентируют внимание. На мой взгляд, конечно. И конечно же каждому своему разбору новой темы я подбирал дополнительный материал.

Нужны ли уроки в ZOOM?

Да, нужны. Но не уроки. Нужно общение, у детей должна быть возможность задать вопрос и получить ответ. Стримы обязательно нужно проводить и требовать присутствие. Это организует учеников. Но постоянные уроки в режиме видеоконференций - это зло.

Как быть с теми, кто не выходит на связь и не занимается?

Написать родителям. Поставить в известность администрацию. Определить список тем и тестов которые обязательны.

Но это формальный ответ. Если честно отвечать на этот вопрос, то никак с ними не быть. Я пришел к выводу, что я могу предоставить возможность научиться и сделаю все, когда чтобы сделать это качественно. Но воспользоваться этой возможностью они должны сами.

Было ли у меня ощущение что я работаю круглые сутки?

Да. Это произошло потому, что появился мгновенный канал связи. На долго работать в таком режиме нас не хватило бы. Но это не проблема детей. Это проблема учителя. Как только я понял, что только и делаю, что отвечаю на странные вопросы, как в общих группах так и в личных сообщениях, я ввел правила.

С 8:00 утра и до 17:00 я готов отвечать на вопросы по существу. <br>

Если вопрос может касаться всех учеников класс, то задавать его только в общем чате.

И после 17:00 я оставляю за собой право не отвечать на сообщения, если это не вопрос жизни и смерти.

Очень простые правила, которые помогли не сойти с ума от постоянных вопросов. Надо сказать, что дети все поняли с первого раза, за что им огромное спасибо.

Если провал в знаниях в связи с дистанционным обучением?Сложно сказать есть ли провал. Те ученики, которые занимались на отлично за партой, так же отлично занимались и на дистанте. Исключений единицы и то по техническим причинам.

Те кто, за партой ничего не делали, продолжили ничего не делать и на дистанте.

А вот середина вела себя по-разному. Не предсказуемо.

Мне хочется думать, что я дал, как минимум, базовые знания по тем темам, которые выпали на период дистанционного обучения

Истираются ли границы между учеником и учителем при дистанционном обучении?

В какой-то мере да. Но мне кажется, что так и должно быть. Граница не стирается, она все равно есть. Просто она немного сдвинулась. Не думаю, что если ученик видит в тебе человека - это плохо.

Что проще записать видео урок или провести урок?

Конечно провести. Даже к уроку по ВКС меньше подготовки, чем к записи видео урока. На запись 15-ти минутного видео я тратил от 2 до 5 часов. Одно видео делал два дня. Это не значит, что сидел за компьютером 48 часов, но делал долго. До этого я никогда этого не делал) Вот это видео

Какое оборудование я использовал?

  • Стационарный компьютер, достаточно мощный компьютер
  • Ноутбук
  • Графический планшет
  • Микрофон. Я купил транзисторный микрофон, паука и пантограф к нему. Микшерный пульт и динамический микрофон у меня уже был. Так же я приобрел петличный микрофон. И конечно же хорошие наушники. Это что касается звука.
  • Обычная вебкамера. Здесь к качеству нет требований, потому что себя я показывал редко. Чаще транслировал доску, на которой писал.

В современном мире можно научиться чему угодно не выходя из дома. Если захотеть. Поэтому задача учителя при дистанционном обучении сводиться не только к структурированию и выбору необходимой информации и ресурсов, а еще к тому, чтобы заразить желанием учиться своих учеников. А для этого, как минимум, нужно быть самому зараженным желанием учиться, не стоять на месте и постоянно развиваться.

Дистанционное образование не что-то сложное, не понятное, не подъемное и запредельное? Нет, совсем нет. Просто что-то новое.